Нас посчитали. Или что может анализ соцсетей.


С развитием цифровых технологий и всеобщей интернетизации распространение получают новые способы анализа социальных закономерностей, интересов и предпочтений. Мы постоянно «делимся» с различными интерне-ресурсами своими личными данными, регистрируясь на сайтах, вступая в группы или сообщества. Однако редко задумываемся, какую пользу из этого можно извлечь. Существует множество возможностей по использованию аккумулируемой различными интернет-сервисами информации о пользователях тех или иных ресурсов. В этом материале речь пойдет о социальных сетях, аккаунты в которых сейчас есть фактически у каждого.

Сфера применения подобной информации обширна. Значительная доля успешных компаний используют ее для продвижения своих брендов, изучения интернет-аудитории и особенностей ее поведения в виртуальном пространстве, разработке стратегий рекламирования и прочее. Предлагаемые инструменты можно использовать и в социально-политических исследованиях. 

Для демонстрации таких возможностей специалисты компании ИНСОМАР провели краткий сравнительный анализ профилей сообществ четырех парламентских партий в трех социальных сетях: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники».

Один из базовых показателей анализа – это число подписчиковна группу. Для всех рассматриваемых партий, кроме «Справедливой России», самым большим числом подписчиков характеризуются группы во «ВКонтакте». У «Справедливой России» число подписчиков в «Facebook» выше, чем во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

На рисунке 2 представлен пример анализа сообществ четырех парламентских партий во «ВКонтакте» по трем показателям: количество подписчиков, количество опубликованных постов и коэффициент вовлеченности аудитории (ER) – показатель, характеризующий активность аудитории.

Наибольшую по объему аудиторию имеют сообщества ЛДПР и «Единой России» – 109,3 и 103,7 тысячи соответственно. При этом в группе ЛДПР почти вдвое больше постов – 21,9 тысяч при 11,6 тысячах у единороссов. Коэффициент вовлеченности аудитории у обеих партий довольно невысокий – 0,11% у либерал-демократов и 0,12% - у «Единой России».

Две другие парламентские партии заметно отстают по числу подписчиков: 71,4 тысячи у сообщества КПРФ и 20,7 тысяч у «Справедливой России». При этом количество постов на стене у коммунистов лишь немногим меньше, чем у либерал-демократов, тогда как в сообществе справедливороссов всего 2,5 тысячи публикаций. При этом самый высокий показатель вовлеченности аудитории именно у «Справедливой России» –0,72%, коммунисты по этому показателю занимают второе место среди рассматриваемых партий – 0,31%.

Сравнивая обозначенные показатели можно сделать следующие выводы:

  • наибольшей «первичной привлекательностью» («увидел – вступил») для подписчиков обладают аккаунты сообществ ЛДПР и «Единой России»;
  • самую высокую активность по размещению на страницах своих групп информации проявляют либерал-демократы и коммунисты;
  • самый высокий показатель вовлеченности аудитории у справедливороссов, имеющих наименьшее число как подписчиков, так и публикаций.

Тем самым, значительная доля участников групп ЛДПР и «Единой России» не проявляют активности в сообществе, являясь номинальными подписчиками, тогда как люди, состоящие в группах «Справедливой России» и КПРФ проявляют более высокое внимание к публикуемому материалу, принимают участие в оценке публикаций и обсуждениях.

Еще один элемент анализа – анализ профилей одной партии в разных социальных сетях. На рисунке 3 представлена сравнительная таблица для групп партии «Единая Россия» в «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook».

Сравнение указывает, что предпочтительными социальными сетями для публикации каких-либо материалов в большей степени выступают «ВКонтакте» и «Facebook», имеющие примерно равные показатели вовлеченности (0,12% и 0,13% соответственно), тогда как аналогичное значение в «Одноклассниках» составляет лишь 0,04%, притом, что число подписчиков на группу партии в данной сети заметно выше, чем в «Facebook».

При практически равных показателях вовлеченности, численность аудитории сообщества «Facebook» вдвое меньше группы «ВКонтакте». Т.е. наибольшим вниманием публикации «Единой России» пользуются именно у подписчиков «Facebook», в связи с чем именно эта сеть сейчас является наиболее благоприятной площадкой для продвижения партии.

Широкие возможности анализа различных профилей в социальных сетях позволяют выявить наиболее популярные темы, стимулирующие проявление активности подписчиков (виральный контент).

Например, анализ страницы партии «Единая Россия» во «ВКонтакте» за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года показал, что наибольшее число комментариев собрали посты о дне рождения Президента РФ В.Путина (115, от 07.10.2018), обзор новостей за неделю от 26.10.2018 (84), публикация о 100 годовщине со дня рождения А. Солженицына (59, от 11.12.2018, см. рис. 4)

Каждый из этих постов можно найти непосредственно в группе и просмотреть тональность и содержание комментариев.

Включенность аудитории в обсуждения можно оценивать не только по числу комментариев, но и по показателю вовлеченности (ERpost). В последнем квартале 2018 года самыми популярными постами, стимулирующими высокую активность подписчиков на группу КПРФ во «ВКонтакте» стали сообщения о победе В.Коновалова на выборах главы Хакасии, поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.Зюганова со 101 годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции и фото «30 декабря 1922 года был образован СССР» (см. рис. 5).Высокий коэффициент вовлеченности по посту о победе на выборах в Хакасии представителя КПРФ свидетельствует о пристальном внимании аудитории к теме выборов и результатам голосования.

Лидерами по показателю вовлеченности по просмотрам (ERview, %)среди постов в группе КПРФ являются фото «30 декабря 1922 года был образован СССР», видео со страницы Г. Зюганова «Социализм – наше будущее» и пост «День рождения Вождя» (см. рис. 6).

Тематика наиболее просматриваемых постов говорит о повышенном внимании подписчиков на группу КПРФ во «ВКонтакте» к материалам, содержащим «ностальгическую ноту».

Анализ профилей и сообществ в социальных сетях позволяет получить массу информации, необходимой для понимания того, как ведет себя аудитория, насколько она активна, что ей интересно. Все это дает реальные рычаги управления таким мощным информационным каналом как социальные сети, позволяет делать профиль или группу не просто номинально существующими, а реально работающими, приносящими дивиденды (финансовые, электоральные и пр.) своему владельцу.

Данная статья дает представление только о некоторых возможностях анализа профиля в социальной сети. Вот лишь некоторые вопросы, на которые поможет дать ответ глубокий анализ профиля человека или сообщества:

- Какова вовлеченность аудитории профиля?

- Какова тематика популярных постов и тем?

- Что вызывает самую активную реакцию аудитории и какова ее тональность? Что создает позитивный и негативный фон обсуждения?

- В какой время суток и дни недели аудитории наиболее активна? Когда нужно публиковать посты, чтобы они «выстрелили»?

- Какие хэштеги и слова самые популярные и как на них реагирует аудитория? и пр.

25.01.2019

Заказать исследование
Оставьте Ваш номер,
и мы сразу перезвоним: