Социологические исследования во всех регионах России и ближнего зарубежья!

Социально-экономические проекты. Оценка качества государственных и муниципальных услуг. Социальная экспертиза.

Все виды специализированных маркетинговых исследований

Исследования рынка, потребителей, продуктов, компаний, рекламы. Аудит бренда.

Электоральная социология, стратегия избирательных кампаний, прогнозы явки и результатов голосования

Электоральные исследования являются неотъемлемой частью любой избирательной кампании.

Онлайн социология

Анализ социальных сетей и поисковых запросов
ИнсомарСтатьиПартийные предпочтения городского электората России. Структура идеологических запросов
Партийные предпочтения городского электората России. Структура идеологических запросов

Партийные предпочтения городского электората России. Структура идеологических запросов


В августе 2015 года в рамках общероссийского исследования специалистами «ИНСОМАР» были изучены партийные предпочтения городского населения России (города с численностью более 200 тысяч). В рейтинге партий лидирующую позицию сохраняет «Единая Россия» (44%). Вторую позицию разделяют КПРФ и ЛДПР – 10%. Партию «Справедливой России» приоритетно выбирают 5% городских избирателей.

Рейтинг непарламентских партий – не более 1%. Ключевая причина – ориентация граждан на привычные политические бренды. Выбор в пользу новых партий затруднен – мешает как их низкая известность, так и в целом скептическое отношение к партийной системе, отсутствие доверия институту партий. А если новые партии не лучше и нет мотивации для нового выбора, то привычные бренды сохраняют свою силу. Безусловно, влияет и стремление значимой части граждан дистанцироваться от политики. Разбираться в новых партиях и их идеологиях многим просто не хочется.

Вместе с тем, судя по фокус-группам, проведенным в течение 2015 года, усталость от «Единой России» продолжает расти. В числе основных претензий к ней - снижение заметности, отсутствие идеологии, отсутствие новых лиц в политике. Одновременно усиливается запрос на настоящую оппозицию с выраженной критической позицией в адрес власти и ориентацией на проблемное поле внутренней политики. С точки зрения значимой части граждан о внутренних проблемах российского общества, проблемах человека, его качества жизни как будто забыли (ЖКХ, здравоохранение, образование, дороги, пробки и т.д.).

Рассмотрим структуру идеологических запросов избирателей. Городской электорат как объект исследования представляет особенный интерес – здесь будут проходить наиболее конкурентные кампании, именно за счет городского электората могут быть сюрпризы с составом партий, преодолевших 5-типроцентный барьер.

  1. Демократическая, либеральная партии. Оказалось, что в городах идеологическая платформа «либералы» имеет достаточно широкую электоральную базу – 32%. Можно говорить о существовании в обществе демократического, либерального запроса. Однако в настоящий момент политическое предложение не соответствует спросу – избиратели не видят политической партии, которая отвечала бы их запросам и ценностям, вызывала бы доверие. В результате более половины из них пока намерены голосовать за «Единую Россию». Партий, за которые гипотетически могут проголосовать эти избиратели, достаточно много: «Парнас», «Яблоко», «Гражданская платформа», «Гражданская Сила» или «Правое дело». Однако судя по фокус-группам, «Парнас» пока вызывает у большинства либерально настроенных горожан осторожность, «Яблоко» - усталость и неверие в высокий результат, «Гражданская платформа» не интересна без Михаила Прохорова, «Гражданская Сила» пока никому не известна, а «Правое дело» успели забыть.
  2. Социалистическая, коммунистическая партии. Составляют в городском электорате вторую по размерам электоральную группу (22%). Впрочем, сегмент левых способен заметно увеличиваться перед выборами, особенно это возможно в условиях ухудшения экономической ситуации. С учетом экспертных оценок можно полагать, что потенциально сегмент левых ненамного меньше либерального. Из парламентских партий эти избиратели чаще всего поддерживают КПРФ, несколько реже «Справедливую Россию». Из непарламентских партий на этом электоральном поле будут пытаться расти «Родина», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и в определенной степени «Патриоты России». Впрочем, здесь немало и социально ориентированных патерналистов, которые выбирают «Единую Россию» несмотря на достаточную представленность левых и левоцентристских партий в числе партий, имеющих право принимать участие в выборах в Госдуму РФ без сбора подписей.
  3. Патриотическая партия. Эта идеология в чистом виде приоритетно выбирается небольшой частью избирателей – 7%. В соответствии с названием на этот сегмент естественно может ориентироваться партия «Патриоты России». Впрочем, здесь встречаются сторонники различных партий.
  4. Партия за режим «твердой руки». Имеет примерно такой же процент поддержки – 5%. Здесь мы несколько чаще встречаем сторонников ЛДПР, «Родины».
  5. Консервативная партия. Процент поддержки такой партии еще ниже – 3%. Идеология близка сторонникам «Родины», ЛДПР, «Единой России».
  6. Провластная партия. Интересно, что голосование за власть как проявление чистого патернализма характерно для очень небольшой доли избирателей – 3%.
  7. Националистическая партия. Приоритетно эта идеология интересна 2% избирателей. Среди партий на симпатии этой аудитории может рассчитывать «Родина» и ЛДПР.

02.12.2015 17:29