Развитие информационных технологий шаг за шагом облегчает исследовательскую деятельность. Прежде всего оно коснулось обработки данных, их анализа и визуализации. Сейчас едва ли найдется специалист, вручную вычисляющий коэффициент корреляции или рисующий график на миллиметровой бумаге. А когда-то подобная работа была обычным явлением. В последнее время модернизация коснулась и такой, казалось бы, консервативной области, как полевой этап исследования. На смену опросу на бумажных анкетах приходит анкетирование на электронных устройствах – как правило, планшетных компьютерах. Возможности, обеспечиваемые новыми технологиями в этой области, таковы, что привычный «опрос на бумаге», уже сейчас постепенно становится лишь вспомогательным инструментом, а в будущем потребность в нем, вероятно, отпадет полностью.
В рамках реальной полевой работы компанией "ИНСОМАР" используется программа Quizer (Квизер), которая на настоящий момент сочетает в себе все функции, необходимые для удобного и эффективного использования.
Quizer представляет планшетно-серверную программу, что означает, что информация, собираемая интервьюерами на планшетах, передается на сервер и затем отображается на компьютере менеджера полевых работ или аналитика.
Работа с программой включает несколько основных этапов. Первый из них состоит в подготовке опроса: специалист создает электронный проект, программирует предназначенную к использованию в нем анкету (см. картинку), назначает интервьюеров проекта и распределяет между ними квоты. Можно отметить, что интуитивно понятный интерфейс программы обеспечивает достаточную простоту реализации данного этапа.
Второй этап состоит в сборе данных интервьюерами. При наличии интернет-соединения на планшетных компьютерах собираемая информация автоматически передается на сервер и становится доступна менеджеру или аналитику. В случае отсутствия Интернета, данные сохраняются на планшетном компьютере и передаются позже, при подключении к сети.
Третий этап состоит в выгрузке файла данных в формате Excel и дальнейшей работе с данными.
Программа Quizer упрощает проведение работ, связанных с полевым этапом исследования, для всех участвующих сторон – от респондентов и интервьюеров до аналитиков, получающих итоговые данные. Но в первую очередь оптимизируется работа менеджеров, разрабатывающих, организующих и ведущих поле. Кроме того, ряд работ, необходимых при «бумажном опросе», при использовании Quizer оказывается попросту не нужен. Рассмотрим те основные преимущества, которыми обладает данная программа.
Во-первых, она заменяет работу кодировщиков и вводчиков – данные по каждой анкете автоматически отправляются на сервер уже в закодированном виде. Следовательно, упраздняется одна из статей расходов, исключаются ошибки ввода и слияния данных.
Во-вторых, при использовании планшетов отпадает надобность в тиражировании инструментария. Больше не требуется печатать сотни экземпляров анкет, интервьюерам не нужно носить с собой объемные пачки бумаги.
В-третьих, упрощается процесс интервью: интервьюерам не надо следить за переходами в анкете – они выполняются автоматически, не надо считать квоты – они отображаются в программе и автоматически пересчитываются по ходу сбора анкет. Соответствующие ошибки в работе интервьюеров, таким образом, исключаются на программном уровне.
В-четвертых, контроль за работой интервьюеров выходит на недосягаемый ранее уровень. В каждое интервью на этапе создания проекта можно включить запись аудио и отметку GPS-координат, что позволит отслеживать качество выполняемой работы в режиме реального времени и оперативно вносить коррективы.
В-пятых, обновление и агрегация данных в режиме реального времени дают возможность выгружать и анализировать информацию на промежуточных этапах, а также при желании предоставить доступ к информации о ходе опроса заказчику.
В-шестых, благодаря быстрому доступу к данным контроль и проверка (например, обзвон части респондентов) могут выполняться в режиме день-в-день, а не спустя значительный срок с момента опроса.
И в-седьмых, в Quizer воссозданы все возможности бумажной анкеты, в частности, реализованы все используемые формы вопросов – открытые, полузакрытые и закрытые, шкальные и табличные, с единичным и множественным ответом, и т.д.
Выше мы перечислили те особенности программы, которые были наиболее полезны в нашей собственной деятельности. Другим исследователям могли бы пригодиться и другие возможности Quizer – такие, например, как:
Нужно заметить, что использование программы возможно и в режиме совмещения с опросом на бумажных носителях. В таком случае часть массива собирается с помощью планшетов, часть – традиционным способом.
Подробнее о программе на официальном сайте Квизер.
Опрос – ключевой метод сбора первичной информации, применяемый в социологических исследованиях. Как правило, под данным термином подразумевается анкетирование – личное интервью с носителями требуемых характеристик (респондентом), проводимое по формализованной, строго структурированной анкете. Нередко используется методика самозаполнения бланка респондентом, не требующая присутствия интервьюера, как, например, в случаях внутрикорпоративных или интернет-опросов.
Поскольку анкетирование относится к категории количественных методов, закономерным результатом его реализации является массив данных, подлежащий расчетам.
Валидность полученных данных определяет качество опроса, а следовательно – точность и эффективность управленческих решений.
5 шагов к успешному опросу:
1. Точное определение цели исследования. Ясное понимание существующей проблемы, четкая постановка задач и конкретное видение ожидаемого результата позволяет выстроить весь проект с максимальной пользой и выгодой.
2. Грамотное проектирование выборки. Сколько и кто именно будет отвечать на поставленные вопросы – аспекты, напрямую определяющие не только качество информации, но и стоимость проекта. География исследования, возрастные, профессиональные, социальные и прочие характеристики респондентов утверждаются на этапе разработки проекта.
3. Формирование продуктивного инструментария. Искусство составления анкеты состоит не только в том, что спрашивать, но и каким образом спрашивать, и как убедиться в достоверности ответов. Надежность и практичность полученных данных определяются используемыми процедурами, методиками и техниками опроса, включая количество, последовательность, формулировки вопросов и ответов, качество сопроводительного материала (карточек). Поэтому каждая анкета – это результат скрупулезной работы, творческого мышления и дискуссий ее разработчиков.
4. Рекрутирование профессиональных интервьюеров. Ответственность и благонадежность, обаяние и деловитость – обязательные качества любого интервьюера. Квалифицированная команда обеспечивает своевременный сбор достоверных данных с соблюдением всех требований к маршруту, выборке и методике опроса.
5. Профессиональная обработка массива информации. Современное программное обеспечение позволяет проводить необходимые операции с данными, на которых базируются дальнейшие аналитические разработки в области маркетинга и электоральных процессов – моделирование, планирование, построение алгоритмов и т.д.
Варианты применения метода:
Опрос – универсальный метод, позволяющий решить широкий спектр управленческих задач. В числе наиболее востребованных направлений реализации метода
в маркетинговых проектах:
в социально-экономических проектах:
Преимущества и возможности метода:
Виды опросов:
Чаще всего опросы классифицируют следующим образом:
по месту проведения:
по типу взаимодействия с респондентом:
по типу респондентов:
по цикличности проведения:
по глубине изучения объекта: