Социологические исследования во всех регионах России и ближнего зарубежья!

Социально-экономические проекты. Оценка качества государственных и муниципальных услуг. Социальная экспертиза.

Все виды специализированных маркетинговых исследований

Исследования рынка, потребителей, продуктов, компаний, рекламы. Аудит бренда.

Электоральная социология, стратегия избирательных кампаний, прогнозы явки и результатов голосования

Электоральные исследования являются неотъемлемой частью любой избирательной кампании.

Онлайн социология

Анализ социальных сетей и поисковых запросов
ИнсомарМетодыОпросы

Опросы на планшетах


Развитие информационных технологий шаг за шагом облегчает исследовательскую деятельность. Прежде всего оно коснулось обработки данных, их анализа и визуализации. Сейчас едва ли найдется специалист, вручную вычисляющий коэффициент корреляции или рисующий график на миллиметровой бумаге. А когда-то подобная работа была обычным явлением. В последнее время модернизация коснулась и такой, казалось бы, консервативной области, как полевой этап исследования. На смену опросу на бумажных анкетах приходит анкетирование на электронных устройствах – как правило, планшетных компьютерах. Возможности, обеспечиваемые новыми технологиями в этой области, таковы, что привычный «опрос на бумаге», уже сейчас постепенно становится лишь вспомогательным инструментом, а в будущем потребность в нем, вероятно, отпадет полностью.

В рамках реальной полевой работы компанией "ИНСОМАР" используется программа Quizer (Квизер), которая на настоящий момент сочетает в себе все функции, необходимые для удобного и эффективного использования.

Quizer представляет планшетно-серверную программу, что означает, что информация, собираемая интервьюерами на планшетах, передается на сервер и затем отображается на компьютере менеджера полевых работ или аналитика.

Работа с программой включает несколько основных этапов. Первый из них состоит в подготовке опроса: специалист создает электронный проект, программирует предназначенную к использованию в нем анкету (см. картинку), назначает интервьюеров проекта и распределяет между ними квоты. Можно отметить, что интуитивно понятный интерфейс программы обеспечивает достаточную простоту реализации данного этапа.

Второй этап состоит в сборе данных интервьюерами. При наличии интернет-соединения на планшетных компьютерах собираемая информация автоматически передается на сервер и становится доступна менеджеру или аналитику. В случае отсутствия Интернета, данные сохраняются на планшетном компьютере и передаются позже, при подключении к сети.

Третий этап состоит в выгрузке файла данных в формате Excel и дальнейшей работе с данными.

Программа Quizer упрощает проведение работ, связанных с полевым этапом исследования, для всех участвующих сторон – от респондентов и интервьюеров до аналитиков, получающих итоговые данные. Но в первую очередь оптимизируется работа менеджеров, разрабатывающих, организующих и ведущих поле. Кроме того, ряд работ, необходимых при «бумажном опросе», при использовании Quizer оказывается попросту не нужен. Рассмотрим те основные преимущества, которыми обладает данная программа.

Во-первых, она заменяет работу кодировщиков и вводчиков – данные по каждой анкете автоматически отправляются на сервер уже в закодированном виде. Следовательно, упраздняется одна из статей расходов, исключаются ошибки ввода и слияния данных.

Во-вторых, при использовании планшетов отпадает надобность в тиражировании инструментария. Больше не требуется печатать сотни экземпляров анкет, интервьюерам не нужно носить с собой объемные пачки бумаги.

В-третьих, упрощается процесс интервью: интервьюерам не надо следить за переходами в анкете – они выполняются автоматически, не надо считать квоты – они отображаются в программе и автоматически пересчитываются по ходу сбора анкет. Соответствующие ошибки в работе интервьюеров, таким образом, исключаются на программном уровне.

В-четвертых, контроль за работой интервьюеров выходит на недосягаемый ранее уровень. В каждое интервью на этапе создания проекта можно включить запись аудио и отметку GPS-координат, что позволит отслеживать качество выполняемой работы в режиме реального времени и оперативно вносить коррективы.

В-пятых, обновление и агрегация данных в режиме реального времени дают возможность выгружать и анализировать информацию на промежуточных этапах, а также при желании предоставить доступ к информации о ходе опроса заказчику.

В-шестых, благодаря быстрому доступу к данным контроль и проверка (например, обзвон части респондентов) могут выполняться в режиме день-в-день, а не спустя значительный срок с момента опроса.

И в-седьмых, в Quizer воссозданы все возможности бумажной анкеты, в частности, реализованы все используемые формы вопросов – открытые, полузакрытые и закрытые, шкальные и табличные, с единичным и множественным ответом, и т.д.

Выше мы перечислили те особенности программы, которые были наиболее полезны в нашей собственной деятельности. Другим исследователям могли бы пригодиться и другие возможности Quizer – такие, например, как:

  • онлайн создание таблиц и графиков в самой программе;
  • проведение онлайн опросов по специально генерируемой ссылке с контролем IP респондентов;
  • копирование уже созданных анкет в новые проекты и блочная сборка анкет;
  • совмещение опроса на бумаге и планшетах в рамках одного проекта;
  • воспроизведение в ходе опроса аудио и фото материалов и так далее.

Нужно заметить, что использование программы возможно и в режиме совмещения с опросом на бумажных носителях. В таком случае часть массива собирается с помощью планшетов, часть – традиционным способом.

Подробнее о программе на официальном сайте Квизер.

Опросы


Опрос – ключевой метод сбора первичной информации, применяемый в социологических исследованиях. Как правило, под данным термином подразумевается анкетирование – личное интервью с носителями требуемых характеристик (респондентом), проводимое по формализованной, строго структурированной анкете. Нередко используется методика самозаполнения бланка респондентом, не требующая присутствия интервьюера, как, например, в случаях внутрикорпоративных или интернет-опросов. 

Поскольку анкетирование относится к категории количественных методов, закономерным результатом его реализации является массив данных, подлежащий расчетам. 

Валидность полученных данных определяет качество опроса, а следовательно – точность и эффективность управленческих решений. 

5 шагов к успешному опросу:

1. Точное определение цели исследования. Ясное понимание существующей проблемы, четкая постановка задач и конкретное видение ожидаемого результата позволяет выстроить весь проект с максимальной пользой и выгодой.

2. Грамотное проектирование выборки. Сколько и кто именно будет отвечать на поставленные вопросы – аспекты, напрямую определяющие не только качество  информации, но и стоимость проекта. География исследования, возрастные,  профессиональные, социальные и прочие характеристики респондентов  утверждаются на этапе разработки проекта.

3. Формирование продуктивного инструментария. Искусство составления анкеты состоит не только в том, что спрашивать, но и каким образом спрашивать, и как убедиться в достоверности ответов. Надежность и практичность полученных данных определяются используемыми процедурами, методиками и техниками опроса, включая количество, последовательность, формулировки вопросов и ответов, качество сопроводительного материала (карточек). Поэтому каждая анкета – это результат скрупулезной работы, творческого мышления и дискуссий ее разработчиков.

4. Рекрутирование профессиональных интервьюеров. Ответственность и благонадежность, обаяние и деловитость – обязательные качества любого интервьюера. Квалифицированная команда обеспечивает своевременный сбор достоверных данных с соблюдением всех требований к маршруту, выборке и методике опроса. 

5. Профессиональная обработка массива информации. Современное программное обеспечение позволяет проводить необходимые операции с данными, на которых базируются дальнейшие аналитические разработки в области маркетинга и электоральных процессов – моделирование, планирование, построение алгоритмов и т.д.

Варианты применения метода: 

Опрос – универсальный метод, позволяющий решить широкий спектр управленческих задач. В числе наиболее востребованных направлений реализации метода 

в маркетинговых проектах:

  • анализ различных компонентов  потребительского поведения, в том числе опыта и частоты покупки товара / пользования услугами, мотивации выбора, представлений об оптимальной цене, уровня известности компаний, лояльности к бренду и условий ее сохранения, сильных и слабых сторон продукта / поставщика и пр.
  • выявление состояния конкурентного поля в различных отраслях,
  • оценка востребованности и перспектив рыночного предложения,
  • анализ внутрикорпоративного климата, сопровождение HR-менеджмента,
  • оценка эффективности рекламных кампаний,
  • определение наиболее продуктивных каналов и средств коммуникации с 
  • изучение уровня удовлетворенности сотрудничеством с партнерами; 

в социально-экономических проектах:

  • составление рейтингов общественно-политических деятелей (уровни известности, 
  • выявление электоральных предпочтений населения,
  • изучение проблемного поля территорий и запроса избирателей,
  • получение оценок деятельности органов государственной власти и местного 
  • измерение уровня удовлетворенности населения полнотой и качеством 
  • анализ медиа-предпочтений населения,
  • определение отношения граждан к актуальным темам местного, государственного 

Преимущества и возможности метода:

  1. Получение количественной информации, применимой для статистической обработки, в том числе вычисления корреляции, средних / модальных / медианных  значений, факторного и кластерного анализа, моделирования, прогнозирования.
  2. Применимость для измерения динамики показателей во времени.
  3. Универсальность: опросы используются в исследовательских проектах самых разнообразных тематик.
  4. Вариативность способов реализации: существуют телефонные, по месту жительства,уличные, в местах покупки товара / пользования услугами, он-лайн опросы и пр.
  5. Наличие широкого спектра проверенных методик, позволяющих успешно решать многообразные задачи: шкалирование, ранжирование, работа с карточками,  открытые вопросы, предполагающие самостоятельную формулировку ответов респондентами, и т.д.

Виды опросов: 

Чаще всего опросы классифицируют следующим образом:

по месту проведения:

  1.  уличный – проводится в оживленных местах населенного пункта или вблизи интересующего объекта или мероприятия,
  2. по месту жительства респондента,
  3. в местах покупки товара / получения услуги,
  4. на рабочем месте,
  5. в специально оборудованных помещениях (с демонстрацией каких-либо материалов, продукции и пр.)

по типу взаимодействия с респондентом:

  1. очные – face-to-face или личное интервью,
  2. заочные – телефонные, интернет-опросы, почтовые опросы, анонимные опросы.

по типу респондентов:

  1. массовый опрос населения,
  2. экспертный опрос, предполагающий привлечение профессионального сообщества,
  3. специализированный опрос, сфокусированный на узкой тематике или затрагивающий ограниченную группу людей (сотрудники компании, арендаторы бизнес-центра и т.д.).

по цикличности проведения: 

  1. точечное исследование – разовый опрос, нацеленный на получение сведений о предмете в данный момент времени и не предполагающий изучения динамики и тенденций. Часто такие проекты приурочиваются к конкретному событию.
  2. повторное (лонгитюдное, панельное) исследование – опрос, проводимый с определенной периодичностью, что позволяет отследить происходящие изменения. Осуществление таких проектов предполагает использование одинаковой анкеты от «волны» к «волне». 

по глубине изучения объекта: 

  1. разведывательное исследование (зондажный опрос) – предназначен для решения конкретной задачи, предполагает минимальное количество вопросов в анкете. Одной из разновидностей разведывательного исследования являются экспресс-опросы. Данный тип опросов широко применяется, например, на выборах (exit-poll), на подготовительном этапе масштабных социологических проектов для формирования выборочной совокупности, уточнения гипотез, а также для выяснения поверхностного отношения населения (персонала, клиентов) к конкретной теме.
  2. описательное (дискриптивное) исследование – предполагает более детальное изучение объекта, а следовательно, требует более тщательной методологической и методической подготовки (разработки программы, инструментария проекта). 
  3. Данные, полученные в результате проведения описательного исследования, позволяют проанализировать структуру изучаемого процесса или явления, рассмотреть взаимосвязь элементов, получить представление об их ключевых характеристиках. 
  4. аналитическое исследование – еще более углубленный вид социологического анализа, цель которого – не только охарактеризовать изучаемый объект, но выявить причинно-следственные связи между его компонентами, обозначить факторы, оказывающие влияние на состояние различных его параметров, оценить степень воздействия каждого из них.